Андрей Зотов: «Регионы, где работа по стратегии развития ведется кулуарно, менее перспективны»
Андрей Зотов: «Регионы, где работа по стратегии развития ведется кулуарно, менее перспективны»

В Архангельской области завершил работу первый форум «Народная стратегия Архангельской области». Он подвел итоги первых шести месяцев реализации пилотного инновационного проекта, цель которого – создать поток проектных инициатив с мест. Кроме того, привлечь предпринимателей и все инициативное население региона к выработке долгосрочной стратегии развития области.

В форуме в Архангельске приняли участие эксперты из федеральных инситутов развития. Событие прокомментировал член Правления «Инфраструктурные инвестиции РВК» (Российская венчурная компания) Андрей Зотов.

- Как бы вы оценили идею проведения такого форума по стратегии развития региона?

- Стратегия развития нужна всегда. Те, кто не видит в ней достаточной цели своего существования, скоро начинает, как правило, влачить жалкое существование. Поэтому я всячески приветствую инициативу форума и попытки администрации Архангельской области использовать потенциал предпринимателей и всех жителей региона для выработки цели, стратегических императивов.

Те регионы, где это не делается, где работа по стратегии ведется кулуарно, в рамках административного аппарата, в долгосрочной перспективе, как правило, менее интересны. У них вероятность появления существенных позитивных изменений ниже. Поэтому я был очень рад, когда увидел, что здесь делается народная стратегия, и то, в какой форме это делается. Институт Корпорации развития здесь - активная действующая сила. Не знаю, даст ли это мгновенный головокружительный результат... Главное, что это делается продуманно и целенаправленно.

- Какой процент от заявленных проектов может быть реализован? Существует ли подобная социология?

- Из мирового опыта известно, что из начавшихся проектов рубеж двух лет обычно переживают 2 процента. Но это не такая страшная статистика. Потому что те люди, которые попытались что-то сделать, пусть даже неуспешно, часто снова возвращаются к предпринимательскому бизнесу. По статистике США есть цифры, что предприниматель в жизни начинает, в среднем, шесть новых дел. Это значит, что ребята, которые потерпели неудачу и не попали в два процента удачи, вернутся. Пусть с другой идеей. И часто они возвращаются мгновенно. Кстати, я знаю одного такого предпринимателя и в Архангельской области. И у него продолжает получаться. Потому что предпринимательство – это не один проект, а образ жизни.

- Выступая на форуме, вы говорили о том, что сейчас на федеральном уровне существует много продуктов для поддержки предпринимателей, но люди о них мало знают. Кроме того, человек должен быть готов психологически, чтобы суметь продать свой продукт инвестиционному комитету. Как быстро сможем мы преодолеть эти барьеры?

- Мне кажется, что одно из негативных последствий нашей истории – никому не доверять, ни от кого ничего не ждать. «Не верь, не бойся, не проси…» Эта лагерная идея укрепилась и в обществе… А мы сегодня учим: ищи, достигай, рискуй. Это совершенно иные императивы.

Сейчас все-таки изменяются обстоятельства. Да, пока люди еще не очень стремятся извлекать помощь из открытой информации, но обращение к ней должно стать повседневным инструментом. Люди должны постоянно сидеть в интернете, все время общаться, искать новое, быть в интернет-конференциях, приезжать для общения, участвовать в конкурсах. И тогда кумулятивный эффект приведет к тому, что существенная разница между жизнью в центрах и на периферии исчезнет. Я много бывал заграницей – в США, Германии, Великобритании. И у них нет границ между центрами и периферией. И мы идем по такому пути. Да, мы еще не там! Но идем в правильном направлении. И все, что я вижу в Архангельской области сейчас - это не суета, а планомерное движение в правильном направлении.

- В Архангельской области создается коммуникационная площадка, которая позволяет инициативникам с мест вести диалог с властью, с федеральными институтами развития. Можно ожидать эффект?

- Форум дал возможность обсудить перспективы развития на горизонте до 10 лет. Это дорогого стоит. Ведь многие перестают видеть свою перспективу – и это беда российского бизнеса. Я разговариваю с предпринимателями и понимаю, что на вопрос, что ты будешь делать через 5 лет, многие из них ответить не могут! Не потому, что они глупые, а потому что просто не думают дальше, чем на 12 месяцев.

Думать на перспективу - это приобретаемая черта бизнесов. И я полагаю, что с учетом того, что задумали ребята из Архангельской области, у них высокие шансы. Мы в правильном направлении идем. Ведь для развития бизнеса важен не абсолютный показатель, а направление изменений. Если компания сегодня зарабатывает миллиард - это еще не значит, что она хорошая компания. А вот компания, которая зарабатывает сегодня рубль, завтра – сто, а послезавтра – тысячу… Вот хорошая компания! Важна динамика. И сейчас в Архангельской области все делается для того, чтобы именно такая тенденция развивалась.

Справочно

Проект «Народная стратегия» реализуется Корпорацией развития Архангельской области с декабря 2014 года - по инициативе губернатора и при поддержке московской методологической компании «Школа активизация гражданственности» («ШАГ»). Стратегические сессии состоялись в 23 муниципальных образованиях, в молодежной аудитории, среди руководителей лесопромышленного кластера. Инициировано более 100 проектов. Запущены первые институты поддержки стартапов – Школа координаторов, Смотр бизнес-проектов. Появился институт уполномоченных Корпорации развития в муниципальных районах Архангельской области, из муниципальных уполномоченных и координаторов проектов сформировался общественный актив проекта. Правительство Архангельской области поставило задачу формирования муниципальных инвестиционных стандартов. Одной из главных задач «Народной стратегии» организаторы обозначают научить инициаторов переводить идеи в дела.